Группа Вконтакте Наш канал на YouTube Google+ Наш Твиттер
Горловский Медиа Портал   01.06.12 14:15    PDF Печать
Особое мнение: творчество по-махновски. Группа "Граница" презентовала альбом "Знамя цвета ночи"
Горловский Медиа ПорталКуда же бедному крестьянину податься, когда вокруг бушует ураган политических страстей? С одной стороны – «белые», с другой – «красные». И спасу нет от «перестрелок» компроматом да лихих атак политруков. Только и остается крестьянину, что хлеб растить да песни петь. О чем? О свободе, чистом небе да родной земле. Ведь музыка – это лучший способ выразить все то, что снедает душу в трудовых и военных буднях. Меркнут исторические события, меняются политические режимы и лишь песни продолжают хранить живую память человеческих судеб. Достаточно сдуть пыль с обгоревшей в боях нотной тетрадки и тогда…

Группа «Граница» из амвросиевского села Благодатное в среде наших рок-музыкантов не только хорошо известна, но и считается уже неотъемлемой ее частью. Вокалист Сергей Гиленко и басист Виктор Мокрый - довольно частые гости в стенах «Beasts Studio», а также на горловских рок-тусовках. Лет пять назад вместе с «ЛихоЛесьем» они отыграли десятки концертов в украинских и российских клубах. Потом выездная деятельность ребят утихла и, казалось бы, даже завершилась. Однако в начале мая на просторах Интернета появилась следующая новость: «Музыканты ЛихоЛесья приняли участие в записи нового альбома «Границы» - «Знамя цвета ночи»! Альбом доступен для свободного скачивания на www.kroogi.com». Признаюсь честно, это оказалось настолько неожиданно, что было даже как-то боязно скачивать их новые песни. Но любопытство все же пересилило опасения.

Откуда тревоги? Дело в том, что у «Границы» всего два официальных альбома – «Сны о весне Микилета Пилерко» (2000 г.) и «Пилигримы» (2002 г.). Правда, в 2007 году выходил еще и сборник из шести синглов. От группы с десятилетним перерывом в официальной дискографии можно ждать всего, что угодно. Яркий тому пример, российские рок-патриархи конца 1980-х, возобновившие свою творческую деятельность в начале 2000-х. Одни менялись в лучшую сторону, а других «new sound» похоронил окончательно. И вот передо мной новый альбом «Границы», считающейся по праву одной из лучших донбасских рок-групп. Первое, что впечатлило – список музыкантов, принявших участие в его записи. Тринадцать человек! Из разных городов Донецкой области, но объединенных общей идеей.

Горловский Медиа Портал
Для увеличения нажмите на изображение

«Альбом записывался и сводился с февраля 2011-го по февраль 2012 года на горловской студии «Beasts» при поддержке творческого объединения «Донбасс Андеграунд», – рассказывают сами музыканты. – В записи, длившейся около года, помимо основных участников коллектива: Сергея Гиленко, Виктора Мокрого, Дмитрия Дуброва и Михаила Ковалева, приняли участие сессионные музыканты: Сергей Колоненко, Ирина Шиманова, Максим Замай, Олег Просвирин, а также друзья из групп «ЛихоЛесье», «День Триффидов», «Ощупь», «Никанорычи», «Солнечное Сплетение». В основу альбома положены песни на стихи Нестора Махно, его близкого соратника Феодосия Щуся, украинские народные, казачьи, а также песня на стихотворение Владимира Платоненко. Десять песен, как десять шагов трагического пути революционно-повстанческой армии Украины, во главе которой стояла противоречивая и легендарная фигура Нестора Ивановича Махно».

Отмечу, что никогда не был поклонником «украинских народных» или «казачьих» песен, но в музыкальном мироощущении «Границы» они приобрели совершенно новое звучание и актуальность. Не всем музыкантам удается вдохнуть жизнь в «постаревшие» тексты и «оживить» прошлое. К примеру, исполнение «Любо, братцы, любо» у большинства музыкантов, как правило, сводится к хоровому кубанскому пению либо же нафталиновым эстрадным перепевам. Но «Сергею Гиленко&Со», на мой взгляд, удалось почти невозможное – вложить эту песню в самое сердце слушателя, оставив ощущение «именно-того-звучания». Вот какую характеристику альбома «Знамя цвета ночи» дают сами музыканты: «Гитарные рифы, баян, домбра, скрипка, бас, ударные, шейкеры, кастаньеты, дан мои, тамбурины, трубы и удалое хоровое пение, замешанные на самобытном украинском колорите и казачьей отваге, громогласно взрываясь или горько плача, погружают в невероятный водоворот событий, заставляя, покинув отчий дом, мчаться на лихой тачанке по пыльной, южной степи, бросаться под черным знаменем в отчаянную и беспощадную сабельную атаку, за лучшую долю, за вольную волю, со славным Батькой-атаманом, и покутить в охваченной эйфорией революции Одессе, и от боли утрат задуматься о тяжелом пройденном пути, и тихо поговорить со степью, вспоминая боевых товарищей, и несмотря ни на что остаться верным своей идее. Идее построения справедливого общества, которое мыслилось как будущая модель для всего мира».

Горловский Медиа Портал
Для увеличения нажмите на изображение

Альбом открывает песня «Лютая погодка» на слова Феодосия Щуся. Мощное барабанно-басовое вступление с волнующим скрипичным узором создают тревожную атмосферу надвигающейся бури. Иногда слышен тамбурин. В эту музыкальную картину как нельзя лучше вписывается вокал Сергея Гиленко с неподражаемыми глубокими интонациями. Сразу чувствуется общее настроение всего альбома: «Гулевань без меры, бей из "винтаря", Бей за нашу веру батюшку-царя!». Думаю, вторая строчка («Во христову веру, в батюшку-царя») музыкантами была изменена умышленно. Это своеобразный намек, мол, нынче в духовной жизни человека понятие «вражеского» изменилось. Ведь сегодня приходится воевать не против, а за веру. А вот неприятие любых политических идей (будь-то «цари» или новые «буденные») в наших людях осталось неизменным.

«Знамя цвета ночи» – стихотворение современного российского анархистского поэта Владимира Платоненко. Слушая его в исполнении «Границы», уже невозможно представить, как эта песня звучала бы по-иному. Кажется, будто бы стихи ждали именно этой мелодии, чтоб полностью раскрыть свою поэтическую силу. Перед глазами разворачиваются картины становления анархистского движения в Украине, его борьбы с «правыми» и союза с «левыми». «Знамя цвета ночи» словно открывает настоящий смысл идей Нестора Махно, развенчивая мифы советской пропаганды об этом революционере. Что может быть более исчерпывающим в постижении внутреннего мира человека, как не его творческая деятельность? Здесь все – и мужество, и верность идеям «нового революционного стоя», и надежда на свободу. «Что нас ждет – не знаем, но не побежим», – слова человека, не боящегося умереть за свои убеждения. Приятно, что музыканты не просто поют, а верят в смысл произнесенного. Слышно внутреннее переживание, эмоциональный надрыв и искренность. И от этого альбом хочется слушать снова и снова.

Текст третьей композиции («Кони версты рвут наметом») принадлежат перу Нестора Ивановича. В музыкальном оформлении чувствуется нечто чижовское – удалое, вольное и развеселое. Может, от удачного трио акустической гитары, баяна и тамбурина. А, может, и от вокальной манеры лидера «Границы». Время от времени за голосом Сергея Гиленко слышен резковатый бэк-вокал Салима Салкина из группы «День Триффидов», добавляющий песне казацкой экспрессии. И, если я не ошибаюсь, вдалеке пролетает залихватское «Хей!» Дмитрия Дуброва. В целом, композиция выдержана в классическом стиле песен Гражданской войны с аккуратной рок-аранжировкой. Как сказал бы, наверное, Нестор Иванович: «Ничего в бою не жаль мне, Ни о чем я не грущу». Эта песня из разряда тех, что близки людям, доведенным властью до тотального разочарования. Которым ничего не остается, кроме обреченно-разгульного «будь, что будет».

Горловский Медиа Портал
Для увеличения нажмите на изображение

«Кони версты рвут наметом» медленно перетекает в еще более разудалую «Ой, по коням сіли хлопці». Тамбурин, гитары, барабаны, баян, скрипка создают непередаваемое ощущение настоящего украинского праздника («гори сарай, гори и хата»). Вне контекста этого альбома песня звучала бы как самая обыкновенная украинская народная, но в исполнении Сергея Гиленко она является логическим продолжением «махновского спектакля». Ее изюминка – небольшое барабанное соло Михаила Ковалева в середине песни. В «Ой, по коням сіли хлопці» появляется уверенность махновцев в своих силах победить врага и вернуться домой целыми и невредимыми.

Одна из наиболее сильных композиций в этом альбоме – «Ехали казаки домой». Поистине некое мистическое полотно, от которого порой даже идут мурашки по коже. Вряд ли кому-нибудь из современных исполнителей пришла бы идея перепеть эту казачью песню именно так. Великолепное минутное вступление горловского гитариста-виртуоза Виктора Демедюка и завораживающий дан мои (вьетнамский варган – ред.) Сергея Гиленко погружают слушателя в некий медитативный транс. Подобное исполнение заставляет взглянуть на степь совершенно по-иному. Как на некое таинственное пространство, обладающее древним разумом. Пространство, лежащее между миром живых и мертвых, в котором сквозь туман вечно бредут убитые воины: «Ехали казаки домой, На войну вернулись». В песне чувствуется сильное влияние «ЛихоЛесья». Кстати, бэк-вокалистом здесь затесался небезызвестный Дмитрий Дубров. «Ехали казаки домой» символизирует переломный момент в военной биографии Нестора Махно. Это некий сон-предчувствие будущих поражений.

Вторая по силе среди песен альбома «Знамя цвета ночи» – оригинальная cover version казачьей «Любо, братцы, любо». Каждый куплет в ней исполняют разные вокалисты. Каждый в своей неповторимой манере, со своим смыслом и пониманием этой песни. Песня, ставшая для горловских рок-музыкантов символом единства и солидарности. Ее хочется переслушивать и переслушивать,, открывая все новые вокальные тонкости каждого из исполнителей. Песня символизирует период «Крестьянской республики» Нестора Махно и похода на «белый» Крым. Новые силы, новые бои, новое время. И вслед за этой лихой песней сразу же идет размеренная украиноязычная «Батьку степ» – период отступления под натиском «красных» войск. «І мені не видно, куди я йду, З юних літ завжди одинокий…», - лирические размышления Нестора Ивановича о своей жизни. Песня навевает довольно грустные мысли о судьбе человека, отдавшего идее большую часть жизни и все-таки проигравшего в неравном бою. Приятно радует игра на баяне Олега Просвирина и гитара Дмитрия Дуброва. Думаю, услышав новый альбом «Границы», у самого Нестора Ивановича не единожды возник бы повод грустно улыбнуться. Столь точно музыканты смогли передать его настроения в разные годы войны.

Восьмая композиция в альбоме – «Черная шляпа». Это небольшое отступление в сторону Одесского военно-анархисткого полка. А коль речь зашла об Одессе, то и музыка выдержана в лучших традициях тех лет. Скрипка, тамбурин, кастаньеты, баян и гитара – все звучит приблатненно, по-хулигански и от души. Кстати, «жемчужина у моря» до сих пор считается одним из центров, но уже современного, анархического движения в Украине. Скажем так, «Черная шляпа» – это в некой степени программный анархистско-музыкальный документ: «Была бы хата и много брата, Все остальное – трын-трава». Песня характерна для того периода анархического движения, когда из идеологической военной силы оно превратилось в полуголодные разрозненные банды разбойников. Противопоставлением этой песне и напоминанием об истинном смысле анархизма идет следующая композиция – «Я в бой бросался с головой». Одно из самых знаменитых стихотворений Нестора Ивановича, заканчивающееся словами «Пускай схоронят нас сейчас, Но наша Суть не канет в Лету, Она воспрянет в нужный час И победит. Я верю в это!». Хотя, если честно, то это произведение мне больше нравится в исполнении ингерманландской группы «Электрические партизаны». Песня-прощание. С Родиной, людьми и борьбой.


Безусловно, Нестор Махно является одной из самых противоречивых фигур в истории нашего Отечества. Споры о его роли в становлении Украины (да и всего СССР) идут уже на протяжении 70 лет. Он любил свою землю и мечтал воплотить в жизнь еще более утопическую идею, чем коммунизм или демократия. Верил, что до последнего будет стоять за идею и погибнет в бою, но… умер в парижской больнице от костного туберкулеза. И пусть судьба забросила его за границу, но сердце вечного революционера осталось в донбасском Гуляйполе. Финальный аккорд альбома «Знамя цвета ночи» – лирическая песня «У полі жито». Это некое послесловие – народный плач по тому, кого так преданно и горячо любили. Проводится прямая аналогия казацкого прошлого и анархической идеи. Песня ставит последнюю, послесмертную, точку в биографии Нестора Махно.

Кто-то из читателей может укорить меня в том, что статья имеет некий политический оттенок – черный. Но ведь именно этот цвет всегда являлся отрицанием каких бы то ни было политических устремлений. Да и девять жизней Нестора Ивановича интересны не столько своим идеологическим смыслом, сколько литературным сюжетом. А в оригинальном изложении горловско-благодатной группы «Граница» – это даже нечто большее. Народный эпос об одном из знаменитых донбасских героев. А творчество всегда было и будет выше любой политики.

Егор Воронов, специально для "Горловского Медиа Портала"
e-max.it: your social media marketing partner

 

Последние новости

23.09.19

В Горловке трое детей отравились угарным газом ... В результате неисправности газовой колонки 22 сентября в Горловке угарным газом отравились четыре человека.

 Читать полностью    Добавить комментарий


23.09.19

В Зайцево в результате обстрела сгорел дом ... Утром 23 сентября, около 6 часов утра, в результате обстрела поселка Зайцево сгорел частный жилой дом по ул. Героической, 88.

 Читать полностью    Добавить комментарий


05.09.19

В Горловке отметили 240-ю годовщину со дня основания города ... В воскресенье, 1 сентября, Горловка отпраздновала свой 240-й день рождения. Открыло череду мероприятий, посвященных Дню города, праздничное шествие, в котором...

 Читать полностью    Добавить комментарий


Люди    
05.09.19

За прошедшую неделю в Горловке родились 14 малышей ... На прошлой неделе, с 26 августа по 1 сентября, в Горловке на свет появились 14 малышей. 3 мальчика и 11 девочек.

 Читать полностью    Добавить комментарий


Город    
29.08.19

"В одном подъезде одна квартира жилая": в Калининском районе пустуют многоэтажки, горловчане разъехались кто куда ... Подавляющее большинство должников за коммунальные услуги - это люди, которые уехали из Горловки либо на свободную территорию Украины, либо в Российскую Федерацию....

 Читать полностью    Добавить комментарий


29.08.19

Более 50 человек скоропостижно скончались на прошлой неделе в Горловке ... На прошлой неделе в Горловке скоропостижно скончались 52 человека, двое горловчан пропали без вести, один покончил жизнь самоубийством.

 Читать полностью    Добавить комментарий



Редакция может не разделять мнения авторов публикаций и комментариев к ним. При полной или частичной перепечатке материалов сайта ссылка на http://www.0624.com.ua обязательна. Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89